7 фактов о стрелецком бунте, обсуждение
“Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Русские люди очень терпеливы, но когда их терпению приходит конец, наступают страшные времена, не знающие пощады и милости. История же предлагает нам неопровержимые доказательства бессмысленности русского бунта.
Одним из главных требований стрельцов была выплата жалованья, которая составила по их скромным подсчетам 240 тысяч рублей. Такой суммой царская казна не обладала. Тогда Софья, по-прежнему не имеющая никаких формальных полномочий, отдала распоряжение собирать для выплаты долга деньги по всей стране, а также переплавить в монеты всю золотую и серебряную посуду из царской столовой. История умалчивает, каких средств оказалось больше: народных или «переплавленных», но долг стрельцам вернули.
Ненависть к стрельцам, которую испытывал Петр, родилась в нем в 10-летнем возрасте, когда, стоя на Красном крыльце Кремля, он видел вздернутое на стрелецкие копья тело князя Долгорукого и ужас в глазах своей матери – царицы Натальи Кирилловны. Поэтому неудивительно, что, будучи уже царем, он лично руководил расправой над стрельцами. Петр даже прервал свою очередную заграничную командировку и вернулся в Москву, правда, когда бунт уже был подавлен. Он велел организовать новое расследование, в результате которого было повешено 2 тысячи стрельцов, 601 человек, в основном несовершеннолетние, биты кнутом, клеймены и сосланы. Петр лично пытал бунтовщиков, помогая известным московским палачам Алешке и Терешке, а пятерым стрельцам собственноручно отрубил головы.
По одной из версий, Петр решил придать процедуре казни стрельцов больше устрашающей торжественности. Он велел вывозить осужденных на казнь в черных санях, которые были увиты черными лентами. Стрельцы должны были сидеть в них по двое, а в руках держать зажженные свечи. Лошади – непременно черные, а возницы – непременно в черных тулупах. Так это или нет, достоверной информации нет, однако на своем полотне «Утро стрелецкой казни» Суриков изобразил стрельца именно со свечой в руке.
Фаина, ваши заметки о стрелецких бунтах демонстрирую полное незнание темы. Хотя бы один пример: убийства бояр были в 1682, а не в 1698 году. Учите историю!
Во время первого бунта выборные стрельцы явились 26 мая во дворец и высказали желание всего народа: старший брат Иван пусть будет первым царем, а младший Петр считается вторым. Опасаясь за свою жизнь и боясь повторения погромов, бояре согласились, а патриарх Иоаким незамедлительно совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух нареченных царей, а через месяц венчал их на царство. В оружейной палате Кремля и сегодня можно увидеть двухместный трон для юных царей.
Несмотря на неудачу первого бунта, Софья не оставила надежды завладеть троном. После возвращения царствующего Петра из-за границы она придумывает какую-то по-женски наивную причину для свержения брата. Софья объявляет, что Петра во время двухгодичного заграничного путешествия подменили, и страной теперь руководит вовсе не «милый Петруша» и не великий самодержец, а самозванец. Однако кажущееся сегодня нелепым заявление стало последней каплей, переполнившей терпение стрельцов. Их отряды, отправленные в Великие Луки, вернулись в Москву якобы для защиты царевны, на деле же для участия во втором Стрелецком бунте.
Если говорить о стрелецких бунтах, то их было два. Первый случился в 1682 году после смерти царствующего Федора Алексеевича. Второй – уже во время правления Петра в 1698 году. Правда, и в том и в другом случае ключевую роль в организации восстаний сыграла старшая сестра Петра Великого – неутомимая царевна Софья, которая страстно желала руководить страной. Официальная версия, которую декларировали стрельцы, – невыплата жалованья. Однако все мы знаем, что была у стрелецких бунтов и политическая подоплека – борьба за власть.
Во время первого бунта выборные стрельцы явились 26 мая во дворец и высказали желание всего народа: старший брат Иван пусть будет первым царем, а младший Петр считается вторым. Опасаясь за свою жизнь и боясь повторения погромов, бояре согласились, а патриарх Иоаким незамедлительно совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух нареченных царей, а через месяц венчал их на царство. В оружейной палате Кремля и сегодня можно увидеть двухместный трон для юных царей.
До конца жизни Петр продолжал игнорировать грамматику и орфографию. В детстве он знакомится с «экзерцициями солдатского строя» и перенимает искусство бить в барабан; этим и ограничиваются его военные познания до военных упражнений в с. Воробьеве (1683). Осенью этого года Петр еще играет в деревянных коней. Все это не выходило из шаблона тогдашних обычных «потех» царской семьи. Отклонения начинаются лишь тогда, когда политические обстоятельства выбрасывают Петра из колеи. Со смертью царя Федора Алексеевича, глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. 27 апреля толпа, собравшаяся перед красным крыльцом Кремлевского дворца, выкрикнула царем Петра, обойдя его старшего брата Иоанна; 15 мая, на том же крыльце, Петр стоял перед другой толпой, сбросившей Матвеева и Долгорукого на стрелецкие копья. Легенда изображает Петра спокойным в этот день бунта; вероятнее, что впечатление было сильное и что отсюда ведут начало и известная нервность Петра и его ненависть к стрельцам. Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата; еще неделю спустя (29-го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление вручено было царевне Софье.
Игорь, спасибо за указание на опечатку. Конечно же, речь в тексте идет о действиях 15-18 мая 1682 года.
Конечно же, несмотря на то, что стрельцы уже находились в Кремле, якобы в качестве охраны, они чувствовали неуверенность, подозревая, что как только покинут эти стены, их власть закончится. Пытаясь обезопасить себя от возможных преследований, они выдвинули еще один ультиматум. Его требования заключались в следующем: все действия 15–18 мая 1698 года, в том числе убийства бояр, правительство должно признать законными и совершенными исключительно в интересах государства и царской фамилии. При этом на Лобном месте стрельцы велели установить памятный столб с вырезанными именами всех воров-бояр, многих из которых они убили без суда и следствия. Правительству не оставалось ничего иного, как выполнить эти унизительные требования.
В стрельцах было что-то от вольного казачества. А вольное казачество далеко не всегда любило московское боярство.
Источник: http://tarananda.ru