От наших пользователей: как сенсорная интеграция помогает в обучении
1. Принцип комплексного представления многовидовой информации: информацию нужно представлять не только в словесной форме, но и иллюстрированную изображениями.
5. Принцип модальности: использовать анимацию совместно с повествованием эффективнее, чем анимацию и текст на экране.
Мультисенсорная среда ускоряет реакцию, повышает точность, улучшает восприятие стимула и кодирование в момент обучения. Однако в наших классах и кабинетах мы все еще не используем эти преимущества. Вот несколько идей, которые можно применить на практике:
Один из примеров синестезии — объединение звуков и цветов. Источник
Больше интересных исследований и практических советов — в книге «Правила мозга»
Не подумайте только, что это банальное слюноотделение, как в случае, когда при слове «шоколад» представляешь конфеты. Скорее, прочитав в книге слово «небо», вдруг начинаешь отчетливо ощущать вкус лимона.
После десяти лет работы Майер сформулировал ряд правил воспроизведения многих носителей информации. Кратко изложим пять из них.
Многочисленные исследования подтверждают, что сенсорная обработка взаимосвязана. Источник
Всего автор формулирует 12 правил, каждое из которых можно использовать в повседневной жизни. Рассказываем об одном из них.
2. Принцип непрерывности во времени: соответствующие словесные данные и иллюстрации нужно подавать одновременно, а не последовательно.
— Начало урока имеет огромное значение для запуска процесса мышления. Именно в этот момент ученики автоматически уделяют особое внимание учителю. Если в этот критический отрезок времени задействовать все сенсорные системы восприятия, внимание в целом сохранится. В сочетании с традиционными методами подачи материала можно использовать тактильные ощущения и ароматы.
Приемы, описанные выше, можно использовать не только в учебных заведениях, но и для проведения тренингов и семинаров на работе. Источник
Обложка поста отсюда
3. Принцип пространственной близости: соответствующие словесные формы и иллюстрации следует располагать рядом, а не на разных страницах или слайдах.
4. Принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.
Каждый раз, когда Тим видит букву «и», он представляет красный цвет. Если ему на глаза попадается буква «о», все вокруг тут же становится синим. Для него чтение книги похоже на светомузыку.
— В мультисенсорной среде улучшается также способность решать проблемы. Одно из исследований показало, что презентация, задействующая разные органы чувств, в два раза повышает количество креативных идей. Почему бы не воспользоваться этим в рабочей ситуации?
Когда они проследили на ФМРТ, что происходило при этом с мозгом, выяснилось, что область, отвечающая за обработку звуков — слуховая кора, — тоже стимулировалась, как будто бы человек слышал речь.
В ходе другого эксперимента вблизи рук испытуемого, вооруженного тактильным стимулятором, происходили короткие вспышки света. Иногда исследователи активировали стимулятор при вспышке света, но не всегда. И сколько раз они ни проделывали это, зрительная зона коры головного мозга всегда становилась максимально активной в ответ на тактильный стимул. Фактически визуальная система включалась через тактильную.
— Повторение помогает стабилизировать память. А что если при первом знакомстве с материалом задействовать мультисенсорный опыт, а в дальнейшем повторять не только саму информацию, но и способ ее подачи? Эффективность повторения повысится в разы!
Всего существует более 50 видов синестезии. Некоторые люди видят оттенки букв и цифр. У кого-то возникает ощущение цвета при восприятии звуков. А кто-то чувствует вкус слов или образов.
Недавно ученые получили возможность исследовать мозг при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. Они провели следующий эксперимент: показали испытуемым видео с говорящим человеком, выключив звук.
— И еще одна хитрость: если вы будете изучать материал в комнате с определенным запахом, а потом наполните спальню тем же ароматом, то мозг лучше усвоит информацию. Запах оптимизирует процесс сохранения воспоминаний во время сна.
Эксперимент Майера довольно прост: исследователь поделил участников на три группы. Первая и вторая группы получали информацию с использованием только одного органа чувств (например, слуха или зрения), а третья — при помощи двух органов восприятия.
В книге «Правила мозга» молекулярный биолог-эволюционист Джон Медина описывает, как функционирует человеческий мозг, и дает практические рекомендации, применение которых поможет повысить эффективность работы, улучшить память и усовершенствовать процесс обучения.
Эти принципы касаются комбинации восприятия двумя органами чувств: слухом и зрением. Однако не стоит забывать, что у человека есть еще три сенсорные системы (обоняние, осязание, вкус), которые тоже способны внести вклад в процесс обучения.
В исследование комплексного воздействия сенсорных стимулов на обучение когнитивный психолог Ричард Майер, наверное, внес гораздо более весомый вклад, чем кто-либо другой.
Таким образом, различные эксперименты показывают, что наши чувства работают сообща — зрение влияет на слух, например, — следовательно, мы лучше обучаемся, когда стимулируется несколько органов восприятия одновременно.
Тим не сумасшедший. Просто он, если так можно выразиться, страдает синестезией — расстройством, при котором раздражение в одной сенсорной системе мгновенно вызывает отклик в другой. Такая особенность восприятия встречается у одного человека из двух тысяч.
У людей с синестезией словно запутались «провода» в мозге. Но в то же время такая особенность дает им неожиданное преимущество. Они часто дают одинаковый ответ на вопрос «Чем полезна дополнительная информация?». Оказывается, она помогает запоминать.
Источник: http://tarananda.ru