Все знают, что деньги – это универсальный товарный эквивалент, и даже нечто большее. Деньги уже давно превратились в некий культ, который давным давно пронзил самые различные народы. Поэтому даже в такой стране, как Индия, которая богата духовными традициями, деньги играют немаловажную роль.

Некоторые нации не любят деньги, и относятся к ним настороженно. А некоторые нации, напротив, обожают деньги как явление и стремятся везде дать им ход, в том числе и в какой-то ритуальной, духовной части. Как известно, не только у христиан можно заплатить за богослужение у священника. Та же ситуация присутствует и в Индии. Деньги циркулируют вокруг храмов Индии также, как и вокруг храмов в других странах. Подаются милостыни нищим и духовным людям (странникам). Кроме того, на алтарь различным божествам кладутся мелкие монетки. В этом смысле индийские обряды отличаются от католических или православных обрядов. В русском храме вы не увидите деньги, лежащие прямо у иконы или на алтаре, или около креста. В Индии на лингамы часто кладут мелкие деньги. В процессе духовной инициации также надо положить монетки каждому изображению(мурти) планет.

Монета кладется и к ногам гуру, наставника, дающего посвящение. То есть монета в данном случае превращается из обыденного предмета обихода в жертвенный предмет. Индусы сами вкладывают какое-то особенное понимание в эти монеты у ног их богов. Для них это в том числе – символ того, что они предоставляют богам часть своей энергии и жизни. Разумеется, если рядовой индус, даже не из самой богатой прослойки, готов расстаться с деньгами ради проведения обряда – это достаточно серьезный элемент культуры в Индии. Более того, некоторые обряды и инициации в Индии требуют того, чтобы человек заплатил своему гуру. Гуру в свою очередь передает свой опыт и знания, и это не означает, что наставник – алчный и жадный человек. Это символ того, что ученик готов отдать что угодно за то знание, которое он получит. Это символ того, что гуру ничего не получит взамен, поскольку ученик, который пришел к нему – готов от чего-то отказаться взамен на просвещение и духовный рост. Жертва в этом случае может быть представлена не только деньгами, это могут быть подарки или драгоценности. Но лучше, если это именно деньги, потому что именно на деньги все это можно купить. Замечу однако, что деньги, присутствующие в обрядах и ритуалах Индии, никоим образом не влияют на сам ритуал или обряд. Поскольку мне лично известны случаи, когда ученик не мог заплатить гуру в силу своей бедности, и тогда перед началом обряда гуру сам передавал ученику некоторое количество денег просто для того, чтобы ритуал прошел без нарушений.

В Индии к деньгам отношение почтительное, но не фанатичное. Однако все признаки тяги к наживе не обошли стороной и эту страну. Определенную роль в этом сыграло то, что в Индии основная масса населения живет на грани бедности, и количество попрошаек на улицах просто огромно. Некоторые индусы за очень маленькую сумму денег готовы не просто прислуживать, но и служить. Развитость индустрии туризма и приход в Индию европейцев сформировал целую индустрию, которая органично влилась в местную культуру. Индусы заметили, что деньги можно получить просто так, за минимальные усилия. Их можно попросить, их можно потребовать у туриста и он их с большой долей вероятности даст. Кроме этого, среди индусов, как и среди прочих народов, встречаются и жадные, и подлые, и даже алчные люди. Как и в других странах, такие люди есть в Индии и в духовной среде.

Семьи, желающие избавиться от нужды, калечат себя и своих детей, нанося себе увечья, чтобы жить потом на милостыню от туристов. Священники некоторых храмов, видя вашу неопытность, могут самым примитивным образом вас обмануть, выманивая у вас деньги под разными предлогами. Такие затраты могут даже вызвать недоумение у туриста, поскольку все это совершенно не вяжется с духовностью происходящего в храмах. Из этого я даже придумал для себя поговорку: “Кто платит, тот и заказывает пуджу”. Разумеется, вам следует вести себя осторожно в таких случаях, потому что когда речь заходит об оплате за ритуалы и обряды, следует изучить этот вопрос досконально еще до знакомства со священником. В этом великая хитрость индуизма, потому что тот, кто не понимает всей глубины и духовности храма, в который приходит, оказывается вынужденным переплачивать за свою собственную дань моде или даже глупость. Когда в храме Кал-Бхайрав после пуджи с нанесением священного пепла на лоб с вас начинают требовать каких-то запредельных денег – это означает, что вас не уважают, не любят и не считают за своего. Причины этого следует искать не в храме, а в себе. Храмы в Индии потрясают воображение своим величием и красотой, но тот, кто на самом деле верит в бога – никогда не будет верить священникам во всем. Они в этом случае не более, чем посредники между вами и божеством, и вы вправе отказаться от посредников, читая молитвы и не утруждая себя переплатой за ритуал или обряд. Деньги в обрядах и ритуалах должны быть не более, чем символом, а не целью.

Конечно, жаль, что и в Индии обряды и богослужения, как и в других странах, стали приобретать коммерческую окраску. Смотреть на это неприятно. Тем более, некоторые брамины в Индии не гнушаются и приторговывать прямо в своих же храмах нелегальными товарами. В таких случаях, встречаясь с подобными священниками – просто обходите их стороной. Храмы строили для тех, кто приходит туда молиться, а не откупиться от грехов или купить гашиш.

Такие лавки с утра до ночи продают хорошие и недорогие ткани в Варанаси.

29.11.2011

 

Оставить комментарий