Гаятри-мантра, или как её называют в Индии, “big gAyatrI”, является наисвященнейшей и универсальной, подходящей практически к любой индуистской ветке верований, мантрой. Эта мантра, естественно, существует и произносится на священном языке “санскрит”, который по сей день браминами и пандитами считается священным. На этом языке были созданы и записаны очень авторитетные священные тексты для индусов – “веды”. И по мнению тех, кто практикует духовные практики, каждая буква в этих ведах имеет свой глубокий сакральный смысл и свою определенную силу. Не зря все слова в санскрите называют “гирляндой букв”, соответственно, любая мантра, составленная из этих букв, является священной. Каждый звук в санскрите связан с вызываемой им вибрацией, как на физическом уровне, так и в энергетических областях и слоях существования. Составленная из таких вибраций гаятри-мантра очень почитается всеми хинду, независимо от направления и традиции.

Для практикующего в одиночестве, читающего гаятри-мантру, необходимо помнить о важности правильного произношения мантры. Вот так звучит изначальная, классическая версия гаятри:

Смысл гаятри-мантры можно перевести с санскрита примерно так: “Преклоняюсь перед священным светящимся созданием, прошу даровать мне милость, знание и дорогу к свету”. Свет и знание в данном контексте не случайно упомянуты рядом, потому что это практически одно и то же для хинду. Свет неоднократно упоминается как символ просвещения и духовного роста. Прошение высшего светящегося существа может быть связано с Солнцем, а может и не быть. Но упоминаемое в мантре имя божества “Савитри” прямо указывает на ведическое божество солнечной природы.

Этой мантрой пользуются так или иначе практически все представители самых различных религиозных учений в Индии. Будь то вайшнавы, шиваиты или ортодоксальные браманические учения – все любят и почитают Гаятри, за её красоту и высокий смысл.  Гаятри, как и любые мантры подобной силы, требуют почтительного отношения от практикующего. Нельзя читать эту мантру в нарушенном состоянии духа, в смятенных мыслях и без должного понимания важности процесса. Чтение требует уединения, одиночества и полной концентрации. Требуется полностью отсечь внешние раздражители, которые могут невольно или намеренно отвлечь вас от чтения мантры. В сознании практикующего должен быть такой же порядок, как и вокруг него в момент чтения гаятри. Следует размышлять и осознавать лишь только смысл самой мантры, наслаждаясь ее глубиной звучания и красотой вибрации.

В идеале эта мантра среди индусов относится к тем мантрам, которые передаются учителем его ученику. По традиции хинду учитель в момент таинства наклоняется к ученику и передает ему мантру шепотом, так как никто больше не должен ее знать. Считается, что при таком ритуале мантра набирает большую силу, чем если бы ученик начал практиковать ее сам без помощи гуру. Учитель, гуруджи, также объясняет ученику, как именно следует произносить мантру без ошибок, со всеми ударениями, паузами и длительностью звуков. В санскрите, как и в китайских диалектах, очень большое значение уделяется длительности звуков. Это и ударения, и паузы, и соответственно, знаки препинания и даже – интонации. Мантра должна произноситься спокойно, не торопясь. Если произошло какое-то событие, которое отвлекло вас от рецитации мантр – необходимо прекратить чтение. Далее следует успокоиться, привести мысли и дух в порядок и начать с начала. Поза для чтения должна быть удобна, вас не должно ничего стеснять. Для чтения можно использовать четки. Мантру можно произносить вслух, можно читать её в уме, концентрируясь на вибрациях, можно читать её шепотом. Для начинающих лучше произносить мантру вполголоса, чтобы слышать свой голос и свои ошибки.

Моё мнение – для чтения гаятри-мантры не требуется посвящения в какую-либо религию или традицию. На это не нужно получать разрешение у гуру. Ну и просто замечательно, если эту мантру вам передал самый настоящий гуру. Тем не менее, если вы все-таки решили почитать её без посвящения, не думаю, что с вами случиться что-то плохое. Если вы понимаете смысл происходящего с вами во время чтения мантры и цените красоту гаятри – то она поможет вам собраться с духом, настроит на нужный лад и подарит особые, только ваши ощущения. Еще одно – не следует относиться к мантре, как к досадной необходимости, как к грузу, который поскорее надо с себя сбросить. Если у вас такое отношение к мантре и процессу чтения – лучше даже не начинайте. Мантру следует произносить с желанием, с радостью.

Отметить можно еще одну особенность гаятри. Практически в каждом храме огромного пантеона индийских богов существует своя собственная разновидность гаятри. То есть, можно говорить о неком классическом виде мантры, и множестве её модификаций в переложении на разные религиозные школы. У шиваитов своя собственная версия гаятри-мантры, которая в конечном счете адресована Шиве. Вот как она произносится:

Как отличить настоящую классическую “гаятри” от появившегося позже модификата? По ключевому слову. В изначальной версии мы видим слово “савитур”, которое в версии шиваистской школы заменено на “рудра”. Аналогичным образом гаятри изменила свой первозданный вид и в других религиозных учениях Индии.

02.12.2011 

Оставить комментарий